Среда первой седмицы Великого поста, Богоявленский кафедральный соборе.
16.03.2014, 15:45
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.Святоотеческая традиция свидетельствует о том, что
грех, начало которому было положено в ангельском мире и который через
грехопадение прародителей вошел в жизнь людей, многообразно проявляет себя в
различных пороках. Более же всего природа греха являет себя в гордыне.
Гордость, по словам многих святых отцов, — это мать пороков. Из нее, как из
злого корня, произрастают различные проявления человеческой греховности.Одним из таких проявлений является гнев. Святой Иоанн
Лествичник прямо связывает гнев с гордостью. Гнев — это та человеческая эмоция,
которая приносит страдание и самому гневающемуся, и тем более тем, кто является
свидетелем или объектом гнева. Иоанн Лествичник называет гнев болезнью, и он
прав: гнев — это болезнь и в духовном, и в физическом смысле.Иногда причина гнева — это расстройство нервной
системы. Это некий непорядок в физическом теле человека, и такие проявления
греха нужно лечить, обращаясь к врачам, употребляя лекарства и иные способы
исцеления от этой болезненной эмоции. Но нас с вами более всего беспокоит иное.
А если это душевная болезнь? Если это проявление греха, то как бороться с этой
болезнью?Если гнев есть проявление гордости, то он связан с
такими качествами, как себялюбие, властолюбие, самомнение. Гнев проистекает из
того, что человек позволил гордыне войти в свое сердце, допустил к себе этот
грех, который развиваясь, порождает тяжелейшие последствия.Гордый человек как бы повторяет грех Денницы — того
ангела, который стал сатаной. Тот не захотел быть рядом с Богом, он захотел
быть на месте Бога. Так и гордый человек изгоняет Бога из центрального места в
своей жизни, и это место занимает его собственное «я», которому он поклоняется,
которое он превозносит и одновременно подвергает огромным испытаниям. Ведь если
человек себялюбив, эгоистичен, то всякая попытка других людей сказать то, что
не соответствует его мыслям, или предпринять действия, которые хоть как-то
ущемляют его «я», приводит к тяжелейшим последствиям, и нередко такие люди,
будто бы обиженные другими, проявляют гнев.Когда человек страдает от гордыни, он становится очень
уязвимым и слабым. Ему кажется, что он сильный, ведь чаще всего гордость
проникает в сознание людей умных, образованных, удачливых. Но, изгоняя Бога из
своей жизни и поставляя на это место самого себя, такой человек становится
очень уязвимым. Собственно говоря, гнев — это крайняя степень несогласия
человека с другими, которая выражается вовне в самых отвратительных формах. В
гневе мы словно видим лицо греха, его безобразие, его ненормальность, ведь
нормой является исполнение Божиего закона, слушание Божиих заповедей, жизнь
согласно этим заповедям. Это и есть Богом определенная норма жизни для людей, а
грех есть нарушение нормы, а стало быть, ненормальность, болезнь, как о том
говорят святые отцы.Многие греховные движения происходят внутри человека,
в глубине его сознания, в сердце. Несогласие с людьми может вызывать чувство
внутреннего раздражения, но это раздражение сокрыто, от него страдает только
тот, кто раздражается. Совсем другое дело гнев. Гнев — это не скрытое
раздражение, а это видимая всем тяжелейшая эмоция, которая в первую очередь
приводит в тяжкое состояние самого гневающегося. Через гнев он ослабляет, если
не разрушает, свои отношения с другими людьми. Ну, кто будет любить гневливого?
А как тяжело работать с гневным человеком. И дружить с ним невозможно, и он,
считая себя сильным, в действительности слаб настолько, что оказывается в
полном одиночестве.Грех не может быть приятным. Пороки могут быть только
мнимо приятными, на самом же деле всякий грех несет в себе огромный ущерб для
человеческой личности, и гнев являет нам пример такого ущерба. Гневающийся
теряет и ничего не приобретает, потому что человек ничего не может приобрести
для себя через грех.Но есть еще что-то, что превращает этот грех в великую
опасность для духовной жизни человека. Мы находим удивительные слова в послании
апостола Павла к Ефесянам: «Солнце да не зайдет во гневе вашем, ниже дадите
место диаволу» (Ефес. 4:26-27). То есть апостол предупреждает: если и
прогневался, не выдержал, проявил эмоции недолжным образом, то сделай так,
чтобы до заката солнца все прошло, сам себя освободи от груза гнева, примирись
с тем человеком, на которого прогневался. А почему это нужно сделать быстро? А
потому что если гнев удерживается на протяжении долгого времени, то он
перерастает в другой, еще более страшный порок — в злобу. А злоба — не просто
один из пороков. По-русски слово «злоба» имеет тот же корень, что и зло, а зло
— это ведь и есть дьявол. Как и в гордыне, в злобе проявляется сама природа
греха, и человек злой спастись не может. Он не может быть вместе с Богом,
потому что там, где зло, там нет Бога. Человек через зло связывается с дьяволом
и помимо своей воли становится игрушкой в его руках, подобно тому, как через
любовь человек входит в общение с Богом.Гнев иногда списывают на свойства характера, и,
действительно, он может быть каким-то образом связан с особенностями
человеческого организма. Но если эта черта, этот порок не подвергается
духовному лечению, то перерастает в злобу, а злобу уже ничем вылечить
невозможно, потому что зло противоположно Богу — злой человек погибает.Вот почему необходимо бороться с гневом, удерживать
себя, в первую очередь, от внешних проявлений раздражения. Само по себе
раздражение также опасно для человека — оно разрушает его внутренний мир и
покой, путает мысли, мешает определиться, в том числе в отношениях с людьми,
правильно проанализировать эти отношения, особенно если они входят в полосу
конфликта. Через раздражение человек ослабляет свои способности к общению с
другими, но раздражение, оставаясь внутри, не наносит такого ущерба человеку и
его отношениям с окружающими, как внешнее раздражение, — это гораздо более
страшное состояние.Так вот, гнев, который входит в привычку, гнев,
который превращается в природу человека, который становится его второй натурой,
— это и есть путь в бездну, потому что такой гнев всегда будет перерастать в
злобу, в полное отчуждение от Бога. Человек может и верить формально, и даже в
Церковь ходить, но если в душе злоба, то не может быть спасения. А потому нужно
останавливать этот грех, когда он еще внутри, когда появляется раздражение,
досада на других людей. Очень хорошее средство предлагают святые отцы — думать
в это время о своих собственных грехах. Если нам что-то не понравилось в
человеке, если мы видим соринку в его глазу, нужно посмотреть на самого себя,
и, может быть, увидишь бревно, несоизмеримое с тем, что вызывает раздражение в
другом человеке.Ну, а если гнев все-таки посетил, захватил душу,
выплеснулся наружу, то словами апостола Павла «до захода солнца» исторгай из
себя это состояние, кайся пред Богом и примиряйся с ближним. Замечательные
слова мы слышим многократно во время великопостного богослужения: «Положи,
Господи, хранение устам моим». Мы обращаемся к Богу с молитвой, чтобы Он дал
нам силу контролировать наши слова, а значит, и наши эмоции, и это в первую
очередь применимо к такому состоянию, как гнев. Великий пост — время раздумий
над самим собой, время молитвы, время борьбы с нашими страстями и пороками, и да
поможет нам Господь по милости Его освобождаться от того, что тяготеет над
нашей душой, дабы сделать, может быть, не такие уж большие, но реальные шаги
навстречу Богу. Аминь.