Во
имя Отца и Сына и Святого Духа.
В
течение первой седмицы Великого поста мы, внимая глубоко назидательным
богослужебным текстам, размышляем о духовной жизни. Каждый человек, вслушиваясь
в эти тексты, невольно обращает мысль свою на самого себя, и в этом заключается
одно из самых важных измерений постного поприща, когда, взирая вглубь своей
собственной души, мы подвергаем себя суду — суду своей совести, выявляя
собственные недостатки, пороки и каясь пред Господом в содеянном.
Одним
из очень распространенных пороков является осуждение ближнего. Иногда,
встречаясь со знакомыми и друзьями, мы, просто для того чтобы заполнить время,
осуждаем других. Святой Григорий Богослов замечательно сказал по этому поводу:
«Если кто, желая позабавиться, выставляет напоказ осуждение ближнего, то
воображай, что предметом смеха становишься ты сам, и тогда слова его более
всего огорчат тебя».
Это
мудрое наставления святого Григория мы должны иметь в памяти тогда, когда
кто-то в шутку или всерьез, желая рассмешить нас или занять наше внимание, или
просто от безделья, начинает осуждать другого человека. Помни, что в этот
момент ты сам становишься предметом для смеха, потому что тот же человек,
который с легкостью говорит о другом плохо, желая тебе понравиться или, как
сказал святитель, просто позабавиться, в другой обстановке непременно скажет то
же самое про тебя. О, как бы ты огорчился, если бы услышал это! Так вот,
огорчаться мы должны всякий раз, когда слышим осуждение наших ближних.
А
почему люди осуждают один другого? Происходит это оттого, что человек чаще всего
пребывает в состоянии гордыни. Гордость — это порок, который особым образом
обнажает саму сущность греха. В гордости человек видит только самого себя,
самому себе служит, и поэтому малейшее возражение со стороны других, или образ
жизни другого человека, или слова его, которые кажутся гордому человеку
подозрительными, как бы сужающими пространство для его собственного «я»,
становятся причиной осуждения. И мы знаем, что самое горькое, самое страшное и
разрушительное осуждение, которое сопровождается ложью и именуется клеветой,
чаще всего производится теми, кто страдает от страшного порока гордыни.
Но
бывает и так, что человек, пребывающий в злобе, — а злоба тоже порок, который
проявляет в полной мере грех, — всё, что делает, мыслит и говорит, наполняет
этой злобой. Его слова становятся исполненными злобы. Мы говорим в таком
случае, что человек злословит, то есть говорит злые слова в адрес другого. В
таком случае осуждение является точным диагнозом внутреннего состояния того,
кто злословит; и состояние это страшное, губительное, потому что там, где зло,
там диавол.
Вне
зависимости от того, осуждаем ли мы людей в качестве развлечения, заполнения
пустого времени, или защищая самих себя, или просто изливая вовне свое
тяжелейшее внутреннее состояние, мы совершаем грех, который влияет на наше
духовное состояние, а значит, на наше спасение. Господь запретил нам судить
других людей: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7:1). И когда в Его
присутствии хотели побить камнями женщину, впавшую в прелюбодеяние, Он, обращаясь
к тем, кто готов был стать палачом, сказал слова, которые до сих пор потрясают
своей правдой: «Тот, кто без греха, первый брось в нее камень» (см. Ин.
8:3-11).
Мы
бросаем камни, не физические — словесные, осуждая людей. Так вот, как только
захотим осудить, представим себе блудницу, взятую в прелюбодеянии, Спасителя,
рассвирепевшую толпу с камнями в руках и слово Его: «Кто без греха, первый
брось в нее камень». И, может быть, эти слова помогут нам остановиться от того,
чтобы осуждать другого человека.
Но
Господь не только запретил нам судить. Он связывает наше отношение к ближним с
нашей загробной участью: каким судом судите, таким будете судимы. «Не судите,
да не судимы будете», — благодаря одной только нашей способности и готовности
не судить людей мы можем быть освобождены от Суда Божиего, мы можем быть
оправданы.
Почему
же такая милость от Бога за исполнение всего одной заповеди, всего одного Его
предписания? А потому что если не осуждаем других людей, то не имеем гордыни;
не осуждаем — не имеем злобы. А если нет внутри гордыни и злобы, то очень легко
в таком сердце поселяется любовь.
С
другой стороны, любовь разрушается, если мы осуждаем друг друга. Это хорошо
известно из семейной жизни, из жизни близких людей. Когда начинают за глаза
судить друг друга, тогда чувства постепенно охлаждаются, и тот, кого осуждаешь,
становится тебе не близким, не ближним, а дальним.
Как
же нам преодолеть этот грех, как остановиться? Первое и самое главное: нужно
помнить о том, какова участь за гробом людей, осуждающих своих ближних. Ясные и
недвусмысленные слова Спасителя должны остановить нас от всякого осуждения. Но
очень важно воздерживаться вообще от пустых слов. Пустословие очень быстро
переходит в злоречие, поэтому нужно избегать пустых, ненужных, праздных слов и
быть бдительными по отношению к тому, что мы говорим о ближних своих.
Осуждение
должно быть под запретом. Как только возникает мысль осудить человека, мы
должны вспомнить о Суде Божием. Мы должны избегать празднословия и следить за
своими словами. К этому призывает нас Церковь, особенно в дни Великого поста,
настраивая нас на то, чтобы мы были бдительны в отношении того, что говорим,
ибо через слово можем либо оправдаться, либо спастись (см. Мф. 12:37).
Святой
Великий пост дан нам с вами для того, чтобы восходить в добродетели от силы к
силе. И да поможет нам Господь спасительно провести дни Святой Четыредесятницы.
Аминь.
|